. . .
Что лучше: цифровое фортепиано, синтезатор или миди-клавиатура
Каждый из инстрементов предназначен для решения определённых задач. Смежные обязанности он выполнять может, но с меньшим успехом.
Электропианино успешно заменяет классическое акустическое пианино. На нём можно играть классику, джаз, фортепианные обработки произведений других жанров. Его можно использовать для репетиций и концертов именно фортепианной музыки. Иногда используется для записи как замена живого пианино.
Педали для игры на электронном фортепиано необходимы. Семплы звуков не синтезируются программно, а записаны с реальных инструментов, причём динамика басов отличается от динамики верхнего регистра.
У синтезатора, как правило, больше набор семплов и программ, появляется простор для создания сложных аранжировок с множеством инструментов. Он подходит для репетиций и живого исполнения электронной музыки, рока и металла, иногда джаза и фолк-направлений. В симфонических оркестрах клавишник может исполнять партии недостающих инструментов (ударные, пластинчатые колокола, челесту, фортепиано, синтетические тембры и прочее). Без проблем используется для записи музыки, некоторые модели могут использоваться как MIDI-контроллер.
Миди-клавиатура с подключением к компьютеру — это, как правило, студийный инструмент. С её помощью можно записать полноценную аранжировку для всё того же симфонического оркестра, и даже профессионал не отличит электронные инструменты от реальных. Некоторые музыканты используют MIDI-клавиатуру на концертах, но это не так эффектно, как синтезатор или, тем более, рояль.
Что из предложенного выбрать? Определитесь с целями и репертуаром. Миди для студии, синтезатор для живых выступлений с современной музыкой, цифровое пианино для фортепианной музыки (будь то обработки современных композиций, джаз или классика).
Акустическое пианино или электронное
Вопрос выбора между акустическим и цифровым пианино — дело вкуса. И для начинающих, и для профессионалов одинаково подходят обе категории. Я вижу в «живом» инструменте три +.
Во-первых, аутентичная атмосфера. В камерных концертах особенно остро чувствуется некая близость, присутствие.
Во-вторых, цена. Акустические фортепиано в возрасте от 50 лет (а кто-то отдаёт и более молодые) можно забрать у прежних владельцев бесплатно на условиях самовывоза. Состояние у таких инструментов может быть очень даже ничего, обо всех дефектах лучше заранее спросить или даже посмотреть пианино на месте.
В-третьих, нет возни с проводами. Серьёзно, под ногами ничего не валяется, не спотыкаешься.
У цифровых фортепиано достоинств гораздо больше. Хотя они не выглядят так представительно, места в квартире занимают гораздо меньше. К тому же их можно сложить.
Качество звука у электронных пианино ничуть не лучше. Даже недорогие модели могут звучать не хуже кабинетных акустических роялей. А тембров у них гораздо больше, так что есть простор для творчества.
Для концертного исполнения проще подзвучить электронный инструмент: просто подключил кабелем к микшерскому пульту. Никакой возни с микрофонами, крышками.
Электропианино проще подстроить под свой рост. Это особенно важно для ребёнка, но и у взрослых бывают проблемы с установкой правильной высоты клавиатуры.
Специальные законы запрещают шуметь в определённое время суток, в выходные и праздничные дни. Для тех, кто репетирует дома, выбор скудный: подстроиться под общий график или играть в наушниках на электронном инструменте. Конечно, не будет такого пространственного ощущения, как при игре в большой динамик, но это лучше, чем ничего
Если придёт пора расстаться с инструментом (в целом надоело играть или нужна модель более высокого уровня), можно её продать. Тогда следующее пианино обойдётся дешевле.
На какой модели играете вы? Или, может, хотите приобрести электропианино, о котором я не написала, и считаете, что незаслуженно? Поделитесь мнением в комментариях.
. . .
Как выбрать электронное пианино
Правильный выбор цифрового пианино зависит от множества факторов. Один из первых — ваш бюджет и уровень подготовки. Далее из ограниченного диапазона можно выбирать электронный инструмент в соответствии с репертуаром и образом жизни: компактный и лёгкий для гастролей начинённый множеством тембров и эффектов для записи с чистым звуком и удобной клавиатурой — для домашних репетиций и отработки техники. Рассмотрим все параметры.
Марка
На слуху у большинства пианистов две марки: Yamaha и Casio. Как правило, из этих двух брендов выбирают начинающие музыканты, хотя в линейках обоих японцев есть и профессиональные модели.
Более опытные исполнители слышали об Orla, Roland, Kurzweil, KAWAI, Steinway, Medeli и т.д. Там действительно преимущественно более дорогие модели, с большим набором функций, но не всегда.
Выбирать по бренду на самом деле не рационально. У каждого производителя есть модели и для начинающих, и для опытных любителей, и для профессионалов, проще ориентироваться по моделям и характеристикам.
Цена
Самые дешёвые модели цифровых фортепиано стоят 20-50 тысяч рублей. Их функционала вполне достаточно для начинающих. Так, в моделях CASIO CDP-S100, YAMAHA P-45 и YAMAHA NP-12 достаточно функций для ребёнка или взрослого, который только заинтересовался музыкой. По цене они вполне приемлемы.
Для продолжающих подходят такие модели, как KAWAI ES-110. Они стартуют от 40 тысяч, функций в них больше.
Цифровые пианино профессионального уровня стоят от 70 тысяч (как KORG LP-380) и выше, без ограничений. Некоторые модели стоят по 500 тысяч. Разумеется, они рассчитаны для больших залов и студий, в их стоимость входит и высокая детализация звука, и профессиональная аудиосистема с сабвуфером. Их приобретают не только частные профессиональные музыканты, но и организации (дома культур, театры, концертные организации).
Тип корпуса
По форме электропианино бывают компактными, «модерн», корпусными и рояльного типа. Выбор зависит от того, как, что и где вы будете играть.
Компактные модели цифровых фортепиано CASIO CDP-S100, YAMAHA P-45, YAMAHA NP-12 и KAWAI ES-110 подходят для поездок и концертов. В чехле такие инструменты не очень габаритны, в общественном транспорте не придётся оплачивать отдельное место багажа. Но для игры потребуется стойка.
Электронные фортепиано для обучения часто выпускают именно в компактном исполнении: удобно, недорого, понятно.
Корпус типа «Модерн», как KORG LP-380 и классический (иногда их называют просто корпусные) — это дорогие полупрофессиональные и профессиональные инструменты. В них встроена мощная акустика, соответствующий звук, наборы тембров, эффектов, стилей автоаккомпанемента, ударные. Пожалуй, из недостатков можно назвать только вес — где поставил, оттуда не сдвинешь.
Цифровые рояли — самые габаритные фортепиано, их лучше размещать в больших квартирах или хотя бы в камерных залах. Ко всему прочему, аутентичный вид сказывается на цене — такие инструменты при прочих равных на 50-100 тысяч дороже корпусных пианино. Как правило, в этой форме выпускают профессиональные инструменты.
Часто цифровые рояли продаются в разобранном виде. За сборку придётся доплатить мастеру, а самостоятельно с этим не всякий разберётся.
Клавиатура
На всех электронных пианино клавиши полноразмерные, полновзвешенные. По крайней мере, я ни разу не видела моделей с уменьшенными или облегчёнными клавишами, в отличие от синтезаторов. Для исполнения фортепианной музыки такая упругость принципиально важна, иначе чувствуешь себя в болоте.
Количество клавиш варьируется от 61 до 88. Компактные модели выпускают и с полным, и с урезанным диапазоном, а корпусные и рояли — с полным.
Больше внимания стоит уделить физическому состоянию клавиш: они не должны скользить, скрипеть, болтаться. Если важно, убедитесь, что они не стучат, тогда во время неурочных репетиций не разбудите домочадцев лишними звуками, играя в наушниках.
Функции
Dual voice или иначе — наложение голосов. В профессиональных инструментах поддерживается наложение восьми и более тембров, в ученических — максимум два.
Сплит, или разделение клавиатуры. В моделях для начинающих этой функции может вообще не быть. Может быть разделение на две части, с диапазон каждой можно задать вручную. Не все электропианино позволяют записать разделение в пресеты и быстрый доступ.
Автоаккомпанемент — всё как в синтезаторе, набор стилей и аранжировок для композиции.
Режим игры в 4 руки есть почти на всех цифровых пианино, правда, не всегда озвучен и дополнен каким-то специфическим функционалом.
Разъёмы
USB и MIDI in/out подключают электропианино к компьютеру. Эти стандарты поддерживают не все модели, к тому же используются два типа USB — A и B. Точная информация указана в инструкции и характеристиках.
Jack — разъём для подключения внешней аудиосистемы. Для наушников используется стандарт 3,5, усилители подключают через 6,5. На древних моделях я видела подключение наушников через 6,5, для работы использовала переходник.
Аксессуары
Чехол нужен для компактных инструментов. «Модерны», корпусные электропианино и рояли не так мобильны, а для защиты от пыли есть крышка.
Чехлы бывают совсем тонкими, утеплёнными, полужёсткими и жёсткими. Дорого и неудобно покупать несколько чехлов на все случаи жизни, так что выберите один, который более соответствует вашему образу жизни. Так, для дома достаточно тонкого чехла, который защищает от пыли и мало весит. Для путешествий лучше полужёсткий, более дорогой, тяжёлый, но с защитой от влажности и холода.
Подставка нужна для компактных инструментов и некоторых «модернов». Корпусные электропианино и цифровые рояли стоят на собственных ножках.
Для маленьких квартир и бюджетов, а также гастролёров подходят складные X-образные стойки. Если инструмент планируется всё время держать в одном месте, можно приобрести более дорогую подставку наподобие стола.
Банкетка или стул. Конечно, банкетка предпочтительнее, вам потребуется подстраивать её под свой рост. С кухонным стулом это не так удобно. Компьютерное кресло на колёсиках не подойдёт: при экспрессивной игре вы уедете от инструмента.
Банкетки мне нравятся складные, их легко убрать. Из недостатков могу назвать низкую устойчивость и винт: если его недокрутить, во время игры можно упаасть.
Пюпитр может входить в комплект, обычно он ставится прямо над клавиатурой. Если нет, то для компактного или корпусного цифрового пианино можно купить отдельную напольную или настольную подставку для нот. Их иногда называют пультами. Складные дешевле, но выглядят ненадёжно.
Кабели и переходники потребуются для подключения к усилителям и компьютеру. В первом случае нужен Jack (либо 3,5, либо 6,5, в зависимости от типа разъёма на электронном пианино), во втором USB B, иногда USB A. Переходники опциональны, всё зависит от того, какие кабели у вас есть.
Наушники пригодятся тем, кто репетирует в неурочное время (я, например, люблю играть утром, когда ещё все спят и не приходится отвлекаться). По личному опыту для домашних репетиций больше уважаю вакуумные наушники. От мониторных (с большими динамиками, закрывающими всю раковину) уши начинают болеть, это сильно сбивает.
Усилители могут быть встроенными, но у недорогих учебных моделей встроенная система обычно оставляет желать лучшего. Для дома её достаточно, а для выступлений потребуется что-то помощнее.
Педали в некоторых цифровых фортепиано входят в комплект (чаще в профессиональных моделях). Они бывают трёх типов: демпфер (глушитель, левая), сустейн (задержка, правая, удлиняет звук) и una corda (средняя, имитирует игру на одной струне).
О третьей педали поясню: в акустических фортепиано на каждую ноту приходится две-три струны (чем выше звук, тем больше, чтобы выровнять громкость). Чтобы заглушить лишние, нажимают una corda. Но не у всех акустических фортепиано она есть. И в цифровых вариантах тоже не всегда предусмотрен разъём.
Для игры на синтезаторе такие педали могут пригодиться, но не обязательны. Для электропианино они необходимы, некоторые произведения (например, весь Шопен) без сустейна звучат куце и неполноценно.